В настоящее время отмечается рост преступлений, связанных с неправомерным списанием или хищением денежных средств с банковских карт с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Одним из самых распространенных способов хищения является получение доступа к конфиденциальным данным владельца карты от него самого. Обычно преступники действуют с помощью почтовых рассылок, якобы от лица банка, сообщают о попытке взлома банковской карты, снятии денежных средств, предлагают пройти по ссылке для возможности дальнейшего использования.
Другой способ мошенничества – звонок от имени технических и сервисных служб банка, которые под различными предлогами также пытаются получить конфиденциальную информацию по банковской карте.
Гражданам необходимо учитывать, что данные преступления являются трудно раскрываемыми ввиду применения злоумышленниками значительных мер конспирации, таких как оформление разовых абонентских номеров на лиц, не осведомленных об использовании их данных для совершения преступления, транзитных банковских счетов и счетов не персонифицированных Интернет-кошельков.
Чтобы не стать жертвой преступления, нельзя допускать, чтобы данные вашей карты попадали к третьим лицам. Банки и операторы платежных систем никогда не присылают писем и не звонят клиентам с просьбой предоставлять им данные о счете, PIN–код или иные персональные данные – вся необходимая информация у банка имеется.
Ответственность за подобные действия в зависимости от ситуации предусмотрена пунктом «г» части 3 статьи 158 УК РФ (кража с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств) с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до 6 лет, и статьей 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа) с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до 10 лет.
Чтобы не стать жертвой мошенников:
— никогда и никому не передавайте номер банковской карты, PIN–код, секретный код безопасности CVV;
— выучите PIN–код наизусть или запишите его на листок и храните отдельно от карты;
— выбирайте банкоматы, расположенные внутри офисов, банков или в охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения;
— не отвечайте на сообщения с просьбами предоставить конфиденциальную информацию;
— с подозрением относитесь к сообщениям, в которых Вас просят перейти по какой-то ссылке;
— не забывайте, что банки не рассылают сообщений о блокировке карт, а в телефонном разговоре не требуют конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов. При необходимости свяжитесь с банком по официальным телефонам, которые также указаны на самой карте;
— совершая покупки в Интернет-магазинах предварительно найдите реальный адрес продавца (не абонентский ящик) и его телефон, ознакомьтесь с отзывами в Интернете;
— воздержитесь от предложений о легкой и высокой прибыли. В этом случае мошенники обычно настаивают на немедленном вложении денег, гарантируют мгновенную прибыль, низкий или вообще отсутствующий финансовый риск, просят отправить деньги на оплату вымышленных налогов, сборов или таможенных платежей, прежде чем выслать выигрыш.
Если Вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в дежурную часть отдела полиции.
Заместитель прокурора района
младший советник юстиции М.М. Якунин
04.02.2021